|
Страницы из дневника по Востоку
|
Она была очень хитрой и смышленой.
Первый раз она встретила меня прямо при выходе из прохода, ведущего от нашего отеля к дороге. У нее в руках был небольшой металлический тазик, внутренней частью локтя она прижимала его к талии. Почти как на картинке, эта маленькая девочка лет десяти в другой руке грациозно держала небольшую розочку, приветливая и прекрасная улыбка сияла на ее лице. Я просто опешил и остановился. Как же так? Думал, что иду ранним утром на даршан, такой - почти в медитативном состоянии, на мне белое наглаженное пенджаби, весь такой счастливый, а она - просто продемонстрировала мне - "Что такое счастье". Весь ее вид говорил - "Я счастлива! Здравствуй дяденька иностранец, посмотри какую красивую розочку, предлагаю я тебе". Стоя перед этим прелестным созданием, я держал руки за спиной и смотрел на нее, как зачарованный. Я просто опешил и не мог пошевелиться. Она была прекрасна.
"Какое утро..." - подумал я - "Откуда ты взялась такая?". На ней был детский костюмчик синего цвета с какими-то яркими цветами. Смуглая, белозубая, с очаровательными чертами лица, она стояла и играла, наверно в свою любимую утреннюю игру - "предложение розочки дяде иностранцу". Просто профессиональная актриса. Эти уличные подмостки, уверен, кормили и ее и ее родителей. В тазике лежал десяток бутонов, в руке же красовался самый лучший. Длинные волосы были очень аккуратно зачесаны назад и заплетены в косу, на конце - голубой бант. Тут я заметил, что она стоит правой ногой в небольшой луже и это ей совершенно все равно.
Я принял ее игру и спросил: "Вот ю вонт?".
Она кокетливо улыбнулась еще более прекрасной улыбкой и пожала плечами, в волосах красовалась гирлянда жасмина. На этом я потерял способность говорить. С легкостью переиграв меня, она очень ненавязчиво, чуть наклонив голову на бок и хитро прищурившись, грациозно подняла повыше свою маленькую руку с бутоном. Я почувствовал, что обезоружен...
После даршана, подойдя к дороге, на которой полицейский руководил движением, я стоял в ожидании, когда будет разрешено перейти. Машины плотно двигались друг за другом. В промежутках между ними я увидел, что моя новая знакомая наблюдает за мной, стоя на другой стороне прямо напротив меня. Она улыбалась мне через дорогу, между нами ехали машины - белый дяденька иностранец на одной стороне и смуглая индийская красавица десяти лет - на другой, смотрели друг другу в глаза - прямо кадр из фильма. Я совершенно точно понял, что не контролирую ситуацию. Сейчас полицейский свиснет очень протяжно в свой свисток, рукой сделает знак, предлагая нам перейти, и всё будет по её беспроигрышному сценарию. А она улыбается - уже уверена, что белый дяденька возьмет бутон, а я, чувствуя себя полностью побежденным, понимаю, что куплю ей всё, что только пожелает.
Она очень внимательно выбирала самые поджаренные чипсы. Хозяин лавки, полностью понимая происходящее, улыбался. Найдя самые-самые, она открыла пакет и с нескрываемым удовольствием запустила руку за первой порцией и снова хитро прищурилась. Мне показалось, что она быстро взвешивает в уме - что еще может купить этот дяденька?
Или любовь к чипсам перевесила всё остальное, или в её планах были "длительные и серьезные отношения", в общем, на первый раз я отделался только одним пакетом...
Если сказать, что в Индии принято торговаться, то это значит "ничего не сказать".
Этот процесс поставлен во главу угла, если не сказать: вообще стоит над торговлей. Важен сам процесс. В пяти минутах ходьбы от нашего крохотного отеля можно было встретить десятки мелких лавочек. Большинство из них торговало ювелирными украшениями, народным промыслом и традиционной индийской одеждой. Перед многими, торгующими пенджаби и сари, можно было видеть какую-нибудь древнюю "Зингер", до сих пор служащую "верой и правдой". Отношение торгующих индусов к этому предмету было не менее священным, чем к корове, статуе Ганеша или любому изображению Шивы. Подобный древний раритет побежденной Германии почитался и как "кормилица", и как подарок Бога. За этим нехитрым инструментом можно было часто увидеть счастливого обладателя, создающего на заказ по только что снятым меркам национальную обновку. Рядом с ним, как правило, стоял его компаньон с сантиметром на шее, всегда готовый в шесть секунд обмерить пожелавшего. Стоило только встретиться с ним глазами, как он тут же снимал с себя сантиметр и выражал всем своим видом готовность, подкрепленную приветливой улыбкой. Более конкретно обстояло дело, когда проходишь мимо скучающих ювелиров. Невольно возникает улыбка, когда слышишь на русском "Зааходи, посмоотри". Если судьба хоть раз завела в такую лавку, то всё, хана: будешь окучен приветствиями и приглашениями при каждом проходе мимо. Даже если в прошлый раз была полностью перевернута вся лавка в поисках чего-то определенного, и это не было найдено, а сам хозяин при этом был уверен, что этого и нет, все равно будут новые попытки затянуть в лавку. Так что: общение - самое главное! Но самое главное это торг.
- Это нет? - звучит с непередаваемым акцентом. Перед вами совсем не то, что вы ищите...- Это нет? - и опять какая-нибудь чепуха, покрытая вековой пылью.
- Нет! - отвечаете вы в полной уверенности, что на этот раз ему стало ясно, что же, наконец, вас интересует. Но - не тут-то было.
- Это нет? - в руке, перед вашим носом, снова то, что вам не нужно даже бесплатно. И, вдруг, вы видите за стеклом внутренней витрины то, что искали. В этот момент самое главное - как-то незаметно и совершенно индифферентно поинтересоваться "Хау матч?" и с ничтожным и совершенно отсутствующим интересом. Вот тут-то и начинается самое главное. Просто цирк и концерт. Этот хитрец с видом, как будто вы посягнули на самое дорогое в его жизни, подойдя к витрине и указывая пальцем на это, придавая максимальную значимость своему вопросу, произносит:
- "Зыс?" - глаза при этом выражают весь трепет проявленной природы.
- "Ес" - говорите вы, разглядывая в руках какую-нибудь совершенно не интересующую вас ерунду.
Тот, очень медленно достает украшение и кладет на стол между вами и им.
Пауза. Медленно достается калькулятор. Сейчас будет представление - мучительные подсчеты перевода чего-то во что-то, сбрасывания, обнуления, новые подсчеты. Плодом этих мук на дисплее появляется цифра, которая вас удивляет не меньше, чем этого счетовода. В этот момент вы выключаете калькулятор, встаете и, сказав "итс - вери экспенсив!", направляетесь к выходу. В дверях он вырастает перед вами и с лицом страдальца, только что решившего поменять свой дом на зеленого кузнечика, произносит "окей!". И всё начинается снова.
В этом деле главное - торг...
Начинает он. Теперь он берет эту вещицу и начинает ее разглядывать, как будто видит в первый раз. Наступает приятная часть торга.
- "Ти, каффе?" - предлагает он, понимая, что процесс торга начался. Вы, соглашаясь с тем, что просто так голыми руками вас не возьмешь, отвечаете - "Ти плиз". Прямо из под земли появляется маленький чумазый мальчишка, ему хозяином вручается десять рупий, и он исчезает быстрее, чем возник. Через пару минут хозяин, отпив глоток чая, достает маленькие весы - это второе отделение концерта. Там совершенно нечего взвешивать. Ему замечательно известна минимальная цена вещицы. Он и не чаял ее продать и за половину объявленной цены, но это торг, процесс идет, надо уважать обычаи, вы в гостях. После взвешивания он, очень удивленно покачав головой, снова берет калькулятор. Подсчеты в этот раз даются еще мучительней: три сброса и четыре обнуления. В результате, посмотрев на дисплей и удовлетворившись увиденным, он пододвигает его вам и демонстрирует новую цену. На его лице лежит печать беспредельной дружбы и гипертрофированной щедрости, а вы, мягко говоря, не видите никакой разницы между старой и новой ценой. Дальше - проверка терпения. Вы отхлебываете свой чай и говорите:
- "Репит плиз" - что означает "повтори, пожалуйста" и обнуляете калькулятор. На его лице замешательство, потому что понимает, что во второй раз он, как ни считай, такую цифру никогда не получит. После паузы ему ничего не остается, как произнести самый хитрый вопрос:
- "Ю прайс?" - то есть "Твоя цена?". Тут то вы понимаете, что и на вашу улицу пришел праздник. С очень деловым и спокойным видом вы нажимаете на кнопки и поворачиваете к нему калькулятор. На нем цена в четыре раза меньше той, что он просил. Он делает лицо выжатого лимона и последней обиды.
- "Окей" - произносит он и нажимает на кнопки. Поворачивает калькулятор и на нем красуется цена на четверть меньше первой. "Ага" - думаете вы - "колется потихоньку", но вида не подаете. После очередных манипуляций поворачиваете к нему калькулятор. Он делает лицо, как будто только что похоронил всех родственников и, стирая вашу цену, пишет половину от первой. Именно тут приходит черед моего излюбленного приема. Совершенно спокойно вы говорите "Окей", берете калькулятор и пишете одну четверть цены.
- "Онли фор ю!", "Онли фор ю!!!" - говорите вы ему и поворачиваете дисплей. Он поднимает руки и, повторяя какие-то проклятия, выбегает из лавки. Идет время, его не видно. Делать нечего, вы идете к выходу и прямо в дверях он снова появляется, как из под земли. В руках у него другой калькулятор, волосы взъерошены. За ним стоит тот же мальчуган с двумя стаканами чая. Он расстроенный до невозможности сидит за столом, чай перед ним, но он его не видит и пытается в калькуляторе прийти к консенсусу между вашим последним предложением и хоть какой-то прибылью. Вам же ясно, что за треть цены вещь будет ваша, вот только очень жалко индуса. Он все считает и считает. Смотреть на это - сердце кровью обливается. Вдруг вы вспоминаете, что торг идет вокруг десяти долларов. Становится стыдно. Вы отбираете у него калькулятор. На лице у торговца ужас - он думает, что вы сейчас напишите одну пятую цены.
Лицо его освещается улыбкой счастья и дружбы, воскресли все родственники и сознание Кришны вновь спустилось на землю, он кивает, кивает "Окей, окей!!!", потому что на дисплее красуется одна треть цены.
В торговле главное - торг...
В Бриндаване очень много всего связанного с Сай Бабой можно встретить практически в каждой лавке. Кроме стационарных магазинов, что находятся в одной линии вдоль дороги, вы увидите множество передвижных лотков, на которых с величайшей заботой и любовью местными бизнесменами разложено всё, что может понравиться приехавшему иностранцу. У них есть просто всё: CD и аудио с бхаджанами в исполнении Сай Бабы, фотографии и буклеты, большие твердые ламенированные фото и календари, колечки и брелки с Его портретом, Его книги и даже лингамы любого размера - один из самых загадочных и непонятных символов для приехавших туристов, словом - бизнес поставлен "на широкую ногу".
Стоит вам только подойти к такому лотку, у которого вовсе не видно его хозяина, и взять что-нибудь посмотреть, как он тут как тут появляется с палочкой для смахивания пыли, конец которой увенчан веничком из мягких перьев, и весь отдается объяснению совершенной уникальности того, что вы держите в руках. Он делает это просто самозабвенно. Если это фотография, то будет десять раз повторено тупому иностранцу, что это - "ориджинал". Если вы, "не поняв объяснений", положите этот "ориджинал" на место, то вам снова будет предложено то же самое фото, но уже с объяснениями, что оно - "фото пипер !", а не "принт". Думаю, что у этих вечно предприимчивых и всегда готовых отдать час, другой для объяснений, оптимистичных и веселых "новых индусов" есть представление - "Если иностранец что-либо взял в руки, значит, он обязательно хочет это купить, только ему, непонятливому, надо объяснить совершенную уникальность предмета". В дополнение к этому, через пару минут после того, как вы по неосторожности начали разговаривать с хозяином, обернувшись, вы можете обнаружить, что вокруг вас собралось человек восемь, десять. Они вовсе и не претендуют на участие в торгах, просто что-то происходит, и они по привычке решили быть на всякий случай в курсе. А если вы, всё-таки набрались смелости и полюбопытствовали о Лингаме, то через ваши руки пройдут все и не один раз - хозяин лотка будет тыкать пальцем внутрь каждого яйца, поднимать и смотреть через него на Солнце, дышать на него и тереть о рукав, стучать им о другой, при этом мотая головой и что-то объясняя и, в завершение, окончательно запутает ваше, только что родившееся любопытство. Толи там внутри должны быть какие-то включения, толи нет - совершенно непонятно, так как это Лингам! Так что если пошел такой процесс, то самое надежное средство - бегство к торговцу-соседу или, скажем, торгующему сандалетами и шлепками. Если же вы упустите этот шанс, то к радости таможенников, в вашем лице будет задержан один из крупных контрабандистов, вывозящий из Индии какие-то яйца или священные Лингамы, ну в общем злостный Лингоман.
Категорически запрещается здравым смыслом обращать хоть какое-нибудь внимание на проходящего мимо торговца увешанного с ног до головы своими четками или джапамалой. Если вы сделаете эту роковую ошибку, то он вам составит компанию на всю вашу прогулку, не зависимо от того купите вы у него эту джапамалу или нет. По логике - надо бы купить, чтобы он довольный оставил вас в покое. Но это не срабатывает, потому что у него в голове срабатывает раньше, чем в вашей, что "раз купил одну, то может купить и две!".
Сразу стоит понять всю ответственность относительно любого предмета, который вы по неосторожности взяли посмотреть, что бы это ни было. С фотографической точностью вас запомнят, и никогда не забудут. Каждый раз, когда вас будут видеть, вас будут просто выдергивать из потока гуляющих словами "Эй, Френд! Хау матч?". В руках торговца будет именно тот предмет, который вы когда-то взяли посмотреть и о котором уже совершенно забыли, в отличие от него. Он вам будет очень хитро улыбаться и уверяю лучше купить сразу, потому что это не кончится никогда, потому что это Индия...
Другие страницы дневника
E-mail: @ Автору
|